«Автомобильные аккумуляторы» ООО «Фирма ШАНС+»
» Статьи » Батарея батарее рознь
+7(495)941-92-06 +7(495)941-92-07

Батарея батарее рознь

Появившиеся в последние годы в наших магазинах аккумуляторные батареи ряда зарубежных фирм имеют различные обозначения, отличающиеся от принятых у нас. Разобраться с их параметрами и правильно выбрать наиболее подходящую поможет кандидат технических наук Тамара КУЗНЕЦОВА.

Традиционно в отечественной практике при выборе аккумуляторной батареи основным показателем считалась номинальная емкость 20-часового режима разряда – ее указывали в условном обозначении батареи (например, 45 А.ч в маркировке 6СТ-45).


На батареях европейских фирм так же, как у нас, указывается номинальная емкость, а на батареях, сделанных в США и некоторых азиатских странах, вместо нее приводится резервная емкость. Этот параметр показывает время (в минутах) разряда батареи током 25 А до конечного напряжения 10,5 В. По мнению американских производителей, он близок к реальному потреблению тока на автомобиле, когда генератор не работает. Однако резервная и номинальная емкости батарей различных фирм позволяют оценить энергетические возможности батареи при разряде токами небольшой силы (несколько ампер) – например, при включенных стояночных фонарях. Между тем, более важной, чем величина емкости, является способность батареи отдавать ток, требуемый при пуске двигателя стартером. А этот параметр не зависит напрямую от емкости. Так, стартерная мощность батареи 6СТ55А (номинальной емкостью 55 А.ч) в 1,5 раза выше (благодаря более совершенной конструкции), чем у батареи 6СТ-60ЭМ, имеющей большую номинальную емкость (60 А.ч). Иными словами, современный аккумулятор даже небольшой емкости будет несколько быстрее крутить стартер, чем более емкий, но старой конструкции. Иногда это заметно даже на слух.

Вольт-амперные разрядные характеристики некоторых аккумуляторных батарей.

В то же время сравнение стартерных свойств батарей различных фирм затруднено вследствие неодинаковых оценочных параметров и методик испытаний батарей. Так, по стандарту SAE (США) ток холодной прокрутки определяется на 30-й секунде разряда при температуре –18°С и напряжении на полюсных выводах не менее 7,2 В. Ток стартерного разряда по стандарту DIN определяется при тех же условиях, но конечное напряжение на полюсных выводах батареи должно быть не менее 9 В (см. график). По отечественному стандарту ГОСТ 959.0–91 ток стартерного разряда указывается подобно стандарту DIN, но при минимальной продолжительности стартерного разряда батареи, равной трем минутам.
Попробуем оценить стартерные свойства батарей "Америкэн" фирмы "Джи-Эн-Би" (GNB – США), "Варта" (Varta – ФРГ, Чехия) и ФИАММ (FIAMM – Италия) по методике SAE (см. график). Видно, что батарея "Америкэн" при разряде до 7,2 В способна "отдать" 500А, а "Варта" – 400 А. Итак, чем выше напряжение на полюсных выводах батареи после равного времени разряда, тем более надежен пуск двигателя стартером. Достигается это различными путями. Так, хорошие стартерные свойства батарей "Америкэн" А24500 фирмы GNB обеспечены применением тонких пластин, использованием бессурьмянистого свинцово-кальциевого сплава для токоотводов отрицательных пластин и малосурьмянистого для положительных (условное название "кальций – плюс"), а также применением высокопористых сепараторов – конвертов. Последнее новшество фирмы GNB – применение сплава Ag-8 для токоотводов положительных пластин, содержащего 0,3% серебра для уменьшения внутреннего сопротивления и повышения срока службы батареи.


Для ориентировочной оценки и сравнения показателей стартерного разряда аккумуляторных батарей можно считать, что ток холодной прокрутки по SAE в 1,6–1,7 раза больше тока стартерного разряда по DIN.Срок службы батарей зависит от конструкции и качества изготовления, соответствия батареи автомобилю, надлежащей работы системы электрооборудования, условий эксплуатации и технического обслуживания.
Фирмы – производители современных свинцовых аккумуляторных батарей указывают различный срок их службы – от 3 до 6 лет. Он сильно сокращается чаще всего из-за недозаряда зимой, а также если на автомобиле установлены дополнительные потребители (кондиционер, сигнализация, мощная аудиоаппаратура и др.), которые не учтены при расчете баланса электроэнергии.


На срок службы и работоспособность залитых электролитом и заряженных батарей влияют условия и сроки их хранения до установки на автомобиль. При продолжительном хранении (более одного года) без подзаряда и особенно при высокой температуре окружающей среды вследствие саморазряда уменьшаются их заряженность и, стало быть, работоспособность. В меньшей степени это происходит в батареях производства фирм США ("Делко Фридом", "Америкэн"), использующих добавки кальция в бессурьмянистый сплав для токоотводов пластин. В них скорость саморазряда почти в два раза меньше, чем в батареях с малосурьмянистыми сплавами.


Перед установкой батареи на автомобиль необходимо проверить ее ЭДС (напряжение на полюсных выводах без нагрузки). Величина ЭДС не должна быть ниже 12,5 В – при меньшем значении батарею требуется подзарядить. Кроме того, следует обратить внимание на дату изготовления аккумуляторной батареи. На европейских изделиях она проставлена на корпусе или крышке, на батареях США – указана на наклейках. Например, батареи "Америкэн" фирмы GNB имеют наклейки белого или черного цвета на боковой стороне моноблока батареи, на которых нанесена закодированная информация о времени выпуска изделия, состоящая из буквы латинского алфавита (месяц) и цифры (год в десятилетии). Так, надпись А-7 на наклейке указывает, что батарея изготовлена в январе 1997 года.


Различная цена одинаковых по емкости батарей, как правило, примерно отражает их качество. В то же время даже самые дорогие аккумуляторы требуют определенного ухода. Так, необслуживаемые батареи очень чувствительны к "броскам" напряжения в бортовой сети автомобиля, а потому предъявляют повышенные требования к работе генератора и особенно регулятора напряжения. Таким образом, заложенные производителем возможности их реализуются на автомобиле его владельцем. Не забывайте об этом!

Rambler's Top100